ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

  • Я. В. Шевцова Херсонский государственный педагогический университет
  • М. В. Шинкаренко Севастопольский государственный университет
Ключевые слова: ценностные ориентации, дошкольники с речевыми нарушениями, старший дошкольный возраст, формирование личности, коррекционная психология, нравственное развитие, речевые нарушения.

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (тяжёлыми нарушениями речи - ТНР и общим недоразвитием речи - ОНР). Рассматриваются современные научные подходы к пониманию особенностей становления ценностной сферы в условиях речевого дизонтогенеза. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязи между уровнем речевого развития и процессом усвоения социально-значимых норм и ценностей.

Освещаются психолого-педагогические аспекты развития ценностных ориентаций у данной категории детей, включая специфику их коммуникативной деятельности и социального восприятия. Подчёркивается значение эмоционально-личностного развития как важного условия формирования системы ценностей. Анализируются факторы, способствующие и препятствующие развитию ценностных ориентаций у дошкольников с речевыми нарушениями.

Материал статьи представляет теоретическую значимость для специалистов в области коррекционной педагогики и дошкольного образования, систематизируя современные представления о проблеме и определяя перспективные направления дальнейшего изучения данного вопроса. Рассматриваемые положения могут быть использованы при разработке программ психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями.

Опубликован
2025-06-30
Раздел
Педагогические науки (16+)